ЗНАНИЯ И УПОРСТВО ЕЛЕНЫ АЛЯМКИНОЙ
В пандемию практически всем предприятиям пришлось непросто. Даже тем, чья бизнес-модель до этого была безупречна и уровень прибыли был на должном уровне.
Что уж говорить о социальных предприятиях, которые -то и изначально не предполагали большой нормы прибыли и ориентированы, в первую очередь на решение тех или иных социальных задач общества. Как выживали и преодолевали кризис они?
Об этом – в кейсе Елены Алямкиной, директора Института социально-психологической адаптации и здоровья нации «ПЕРСПЕКТИВЫ» из Комсомольска-на-Амуре. Ей слово.
- У нас в институте создано два структурных подразделения, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием.
В пандемию, мы вошли активно работая по долгосрочным программам, которые преимущественно шли у нас в онлайн-формате по всей России. Я имею ввиду наш центр обучения психологии и психотерапии «ПсихоЛогос». Обучение по этим программам мы начали еще в 2019 году. А в 2020-м почти полностью перешли на цифровой формат.
Пандемия и связанные с ней ограничения, можно сказать, простимулировали нас к тому, чтобы мы стали лучше разбираться в процессах и тонкостях дистанционного образования.
Подключили цифровую платформу на 100 мест, приняли в штат сотрудника, который занимается технической поддержкой процесса. За прошлый год мы обучили порядка 60 человек по специальности «Психодинамическая психотерапия», специализации «Катативная психотерапия». Продолжаем обучение в этом формате и в настоящее время. Для пользователей это удобно тем, что они самостоятельно выбирают время для освоения материала, отсутствует необходимость куда-то ехать, кроме того, заниматься можно из любой точки России. У нас учились и учатся группы из самых разных городов: Ростов-на-Дону, Красноярска, Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, были слушатели и из других государств, например, Украины.
Если говорить об этом направлении деятельности – то здесь пандемия не столкнула нас с какими-то особенными проблемами, но, можно сказать что она подстегнула нас к тому, чтобы не просто активизировать дистанционное обучение, но и более глубоко изучить систему, как организовывать онлайн-подачу информации.
Теперь о работе второго нашего направления - Центре обучения «ПЕРСПЕКТИВЫ».
Мы его создали для обучения населения Комсомольска-на-Амуре и близлежащих территорий, делая упор на граждан старшего поколения и тех, кто собирается переехать, ведь миграция очень большая. В 20-м году мы попробовали поработать в рамках нацпроекта «Демография», в тот момент как раз шла его реализация.
И вот по этому направлению все было далеко не так радужно (это мягко говоря).
Расскажу немного о механизме. Реализация шла через Центр занятости, который должен был направлять на обучение стоящих на учете безработных из определенных категорий, например, мам в декрете.
Нам, во-первых, нужно было разработать ряд новых программ профессиональной переподготовки (с этим сложностей не возникло). Мы разработали программы, которых нет в городе Юности, нет и на Дальнем Востоке, например, программа по специальности «Прикладная эстетика». Человек, освоивший эту программу, может работать косметологом, в уходовой косметологии, спа-салоне, заниматься частной практикой.
Совместно с партнером, имеющим медицинскую лицензию, и на базе которого обучающиеся могли бы проходить практику в косметическом салоне, составили программу. Пришло около 30 человек. Но грянула пандемия. И мы столкнулись с рядом серьезных проблем. Не получалось конструктивного взаимодействия с Центром занятости Комсомольска-на-Амуре, ощущение, что оказался не готов работать с частными организациями, такими, как мы, только с государственными.
Мы уже начали занятия в онлайне, началась практика в косметических кабинетах, и нам приходилось два раза прерывать занятия и продлевать обучение.
Но в итоге, все же мы обучили группы группу технологов «Прикладная эстетика» (16 чел), специалистов по управлением персоналом. Также успешно выпустили слушателей курсов по бухгалтерскому учету на предприятиях малого и среднего бизнеса, управлению многоквартирным домом и ТСЖ, педагогики дополнительного образования детей и взрослых, нетрадиционным системам оздоровления. Люди успешно завершили обучение, все остались очень довольны, получили дипломы.
Получив такой опыт, мы готовы были работать по нацпроекту и дальше. Мы уже начали сотрудничество с другими регионами, с министерством по труду и занятости Приморского края (набрали группу по репродуктивной психологии), стали выстраивать аналогичные отношения с Камчаткой, Амурской, Магаданской областью, но грянули новые изменения, программу отменили, точнее, видоизменили: были определены три основных оператора, которые всем этим будут заниматься: Российская академия госслужбы, Союз рабочей молодежи (Ворлд Скиллс) и Томский университет, которые в каждом регионе открыли свои представительства.
Поэтому это направление у нас не получило развития в этом году, если обучать желающих за их собственные средства, необходимо внедрять рассрочку, возможно, требуется увеличение этих программ по продолжительности, чтобы слушателям они были финансово более доступны. Мы сейчас эти вопросы активно прорабатываем.
Кроме того, в прошлом году мы стали партнерами фирмы 1С, как учебный центр, что дает нам право разрабатывать собственные учебные программы. Сейчас прорабатываем вопрос покупки оснащения для компьютерного класса. Так или иначе будем это направление тоже запускать.
Вот такие задачи у нас были в пандемию и такие результаты.
Но, пожалуй, самым главным нашим результатом я считаю профессиональное признание.
Наш институт в составе российской рабочей группы- ассоциированного члена Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО) признан организацией, которой делегировано право обучать на территории России специалистов в области кататимно-имагинативной психотерапии. Мы представили свои программы, научно-методическое, техническое и организационное обеспечение образовательного процесса. Сейчас мы начинаем набор групп по этой специальности, добавляем информацию на сайте.
Второе направление, которое мы развиваем - это нейропсихологическая реабилитация в коррекционно-развивающем обучении.
Сегодня много детей с различными патологиями, нарушениями в развитии. А специалистов в общем-то не хватает. Это тоже один из видов профессиональной переподготовки, специальность - детский нейропсихолог, по ней мы тоже начинаем набирать слушателей.
Обучение этой специальности – дело непростое и очень ответственное. Некоторые организации предлагают обучить на эту специальность буквально за несколько месяцев, но это нереально.
Здесь очень много нюансов, причем, даже когда обучение ведется на базе высшего образования, это прохождение личной терапии, прохождении супервизии, не сколько теоретических вопросов, сколько практических аспектов, важных для формирования самого психолога, его психологического мышления.
Если попытаться проанализировать самый сложный вызов, самую сложную задачу, с которой нас столкнула пандемия, то, безусловно, это сама болезнь, которая не обошла ни меня, ни тех, кто работает у нас в Институте.
Вот это было самое сложное, потому что мой коллектив – это моя сила. Это люди, которых я давно знаю, которым доверяю, у нас общие цели, полное взаимопонимание и хорошая взаимозаменяемость.
И, конечно, в момент болезни пришлось многое отложить. Снижение работоспособности – все это ощущается до сих пор. Но что ценно – коллектив мы сохранили, даже есть рост.
Меня радует это ощущение единения, мы можем говорить друг другу обо всем, приятное и не очень, просто садимся и обсуждаем все моменты, бывает и критикуем друг друга, умеем делегировать, а когда объединяем усилия, то получается синергетический эффект.
Есть видение каждого и есть видение команды. Каждый постоянно совершенствуется в своей области. Например, наш руководитель информационно-технического отдела - военный психолог, прошла различные курсы обучения, освоила множество программ, теперь она ведет наш сайт. Специалисты, которые сегодня работают в части психологической службы, также постоянно совершенствуют свои навыки.
Мне кажется, команда единомышленников должна быть именно такой. Такой, как у нас в Институте.
В чем еще секрет успеха? Прежде всего – это в знаниях. Когда руководишь коллективом, важно и профессиональное образование, и управленческое. У меня есть помимо психолого-педагогического образования есть управленческое образование по специальности «Менеджмент организации», специализация «Управление персоналом».
Вторая составляющая – управленческий опыт. На протяжении семи лет я была руководителем школы-интерната, который работал автономно. Это был большой коллектив и сотрудников и детей, и родителей. Думаю, тот, кто поработал в системе бюджета и в системе образования руководителем, ему, наверное, все под силу.
В общем, я уверена, что в управлении любой организации важны знания и опыт. И личный стержень. Мои личные качества – даже если у меня что-то не получилось, я встаю, восстанавливаюсь и иду дальше. Это помогает работать и добиваться целей и в кризис, и в «мирное» время.
Победитель конкурса лучших антикризисных практик бизнеса «Успех-ДВ» в номинации «Социальный бизнес»
https://pbstyle.ru/index.php/success-dv/winners/212-inspazn#sigProIdb4b85de7f2