СИЛА - В ОБЪЕДИНЕНИИ
Сфера пассажирских перевозок априори непростая: с одной стороны, в этом бизнесе требуются серьезные вложения и затраты, с другой – перевозки тема остросоциальная. Постоянная дилемма – как найти баланс между затратами и доступной ценой для пассажиров?
А как на работе предприятий сказался кризис? В каких реалиях им пришлось работать и пробовать развиваться?
Обо всем этом – в кейсе Елены Шадуя, которая с 2001-го года занимается пассажирскими перевозками в Хабаровске (а теперь уже и в Хабаровском крае).
Новая реальность
- И прошлый, и текущий год ознаменовался для нас серьезными вызовами. И далеко не все из них были связаны с пандемией. Но об этом чуть позже.
Пандемия столкнула нас с рядом сложностей. Дело в том, что практически любые виды ограничений сразу напрямую влияют на отрасль пассажирских перевозок: люди перестают ездить, пассажиропоток падает, а нет пассажиропотока - нет выручки.
Было падение и у нас, и ощутимое. Например, студенты – это наша основная аудитория, перевели их на дистант, у нас сразу показатели по маршрутам просели.
А транспорт требует больших прямых затрат, его нужно заправлять, регулярно оплачивать сервисное обслуживание, ремонт.
А если учесть, что мы приобрели в прошлом и этом году суммарно 17 единиц абсолютно новой техники (там техника различных классов, в том числе, и большой комфортабельный автобус для междугородних перевозок), то это катастрофа.
Что это означает? Это означает большой объем лизинговых платежей, при колоссальном снижении выручки.
За счет чего выживаем?
Мы укрупняемся и объединяемся с другими перевозчиками, поддерживаем друг друга, в сложный момент только благодаря нашим партнерам мы смогли сохранить нашу технику.
В сегодняшних условиях можно выжить только объединив свои усилия, багаж техники, кадры, другие ресурсы и работая сообща. По одному сейчас не выжить, невозможно выполнять транспортную работу потому, что правила игры на рынке меняются, лоты укрупняются, требуется разная техника, различного класса, в лоты сейчас включают все, и малодоходные, и среднедоходные маршруты. Предприятие укрупняется, качество от этого не страдает, а нам рядом с друг другом удобнее сообща решать какие-либо общие проблемы. Это касаемо рабочей деятельности.
Ведем и совместную общественную деятельность, в рамках Ассоциации «Независимый союз перевозчиков пассажирского транспорта г. Хабаровска», которую мы создали в 2016 году, тоже проще решать вопросы работы в отрасли. Много вопросов есть по внедрению системы ЭРА-ГЛОНАСС, транспортной безопасности и т.д.
С одним предпринимателем никто не будет разговаривать, общественная организация – это другая история. Объединившись, мы говорим, что есть проблема, и она касается не лично какого-то гражданина, предпринимателя, а работы отрасли. Это тоже помогает при ведении бизнеса, ведь в таком случае, гораздо больше шансов, что тебя с твоей проблемой услышат.
Что еще? По лизингу - договариваемся, не прячемся, честно говорим с партнерами о той ситуации, которая есть, предлагаем варианты решения. И люди в определенных вещах идут навстречу, дают отсрочки. Хотя они тоже зажаты регламентами, по правилам, при задержке платежа более, чем на 100 дней технику могут просто забрать. Да, стараемся платить вовремя, хотя сейчас это стало для нас очень сложно.
Коллектив. Конечно, есть и отток. Люди уходят в те отрасли, которые всё это так не сильно коснулось: на дальнобой, грузовые перевозки, кто-то вообще меняет сферу деятельности, переучивается, но и на место тех, кто ушел - пришли другие и, самое главное, есть костяк коллектива, который с нами остался. Я это очень ценю.
Надо понимать, что этот бизнес и в обычное время сложный, деньги здесь зарабатываются реально тяжелым, весьма энергозатратным трудом, перегрузками на рабочем месте. И, конечно, за такую работу человек хочет получать хорошую оплату.
А падение пассажиропотока очень отражается на доходности предприятия, на его возможностях, например, заплатить не только оклад, но и приличную премию.
Но мы понимаем, что останавливаться нельзя. Остановившись, уже невозможно будет наверстать упущенное.
Движение идет постоянно. В этом бизнесе нельзя работать, единожды вложив какую-то сумму в покупку оборудования, техники.
Поскольку сейчас конкурсы проходят большими лотами, то количество необходимой техники измеряется даже не одним десятком. Например, два десятка – это один лот. Соответственно, чтобы выйти на конкурс, где-то нужно обновиться, где-то новую автотехнику приобрести.
И на сегодняшний день, единственный способ для малого бизнеса способ приобрести транспортное средство, это лизинг.
И наша вся техника тоже приобреталась в лизинг, других возможностей у нас, малого бизнеса, нет, потому что кредиты на серьезные суммы даются только под залог, а где взять столько залога?
Но нужно понимать, что, когда приобретаешь в лизинг, ты не просто потом в течение, например, трех лет должен будешь исправно платить немалые лизинговые платежи, ты также должен внести первоначальный взнос, а чтобы его внести, нужно что-то продавать и пускать это в оборот. И не факт, что это вернется, а по-другому нельзя.
Что дает силы двигаться вперед? Наверное, все держится на моем личном энтузиазме, какой-то увлеченности и уверенности, что мы все преодолеем. У меня ведь за двадцать лет работы столько проверок на прочность было… Думаю, этот боевой настрой передается коллективу, и для меня ценно, что они идут за мной, верят, продолжают работать.
О результатах и планах
Думаю, понятно, что сегодня долгосрочно что-то планировать – неблагодарное дело.
Живем, приспосабливаемся к тем реалиям, которые есть. Цель - сохранить то, что есть, и немного подрасти.
Постоянно участвуем в конкурсах. Это и временные городские маршруты, и краевые. Это дает некоторое ощущение стабильности для нас, для сотрудников.
За последний год мы укрупнились. Создали еще несколько компаний, объединившись с другими компаниями-перевозчиками, выиграли ряд лотов.
Я уже отметила выше, что не все проблемы в деятельности были связаны только с пандемией. Для нас, например, начало 2020-го года, стало периодом, когда мы потеряли практически всё. Мы работали только в рамках города, было пять маршрутов и в определенный момент нас лишили всех пяти маршрутов.
Если смотреть с тех пор, мы укрупнились более, чем в два раза. Сейчас, если все получится, если наши планы осуществятся, получится укрупнение уже в четыре раза.
То фиаско, которое мы потерпели в начале 2020-го, подстегнуло нас искать новые пути развития, а пандемия и связанные с ней ограничения, усложнили задачу. Мы вышли на край и стали работать с краевыми маршрутами. Сначала на одном маршруте, потому добавились другие.
Мы пробуем свои силы и назад не оглядываемся.
Секрет успеха в нашем предпринимательском деле – не оглядываться назад, на неудачи, которые нас делают сильнее.
А еще конкретно в моем случае большую роль играет поддержка семьи, моего супруга. Многие вещи, многие проблемы в бизнесе мне было бы гораздо сложнее бы преодолеть без поддержки мужа.
Все-таки малый бизнес – это обычно семейный бизнес, как у нас, и в этом его сила.
Победитель конкурса лучших антикризисных практик бизнеса «Успех-ДВ» в номинации «Пассажирские перевозки»