БЫТЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ РЫНКА
Кризис, наверное, почти всех предпринимателей, как минимум, привел в замешательство. Как продолжить работу, не потерять свои позиции, да и в целом, как выжить и не уйти с рынка – эти вопросы задавал себе весь отечественный бизнес.
Поэтому особый интерес вызывают примеры бизнеса, который смог не только отстоять свои рыночные позиции, но и усилить их, причем, покоряя зарубежные рынки.
О том, как в пандемию развивалось экспортное направление, какие задачи стояли перед предприятием и как они решались – в кейсе ИП Петренко Натальи Валерьевны, которая входит в Группу компаний, которая уже более десяти лет занимается производством и реализацией оздоровительных продуктов питания из бурых водорослей и морских гидробионтов под различными торговыми марками. Это пищевые гели и сиропы, а также негазированные напитки для детского питания на основе ламинарии, экстракта морского ежа и трепанга; косметические средства (вкусовые гели из ламинарии, маски для лица и волос, обертывания).
Если говорить о показателях прошлого года, то, безусловно, это был год прорыва по экспортному направлению, за которое отвечает ИП Петренко Наталья Валерьевна.
- Наша продукция и раньше была востребована в Казахстане, но в прошлом году мы существенно нарастили объемы поставок и начали поставлять продукцию в Узбекистан. Это позволило нам завоевать первое место в конкурсе «Лучший экспортер Хабаровского края» по итогам за 2020 год (в номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса»).
Разумеется, в пандемию, мы столкнулись с рядом вызовов. Однозначно, прошлый год был для нас напряженным и очень ответственным. Сложившаяся ситуация подтолкнула нас, даже заставила, быть более эффективными, пересмотреть свою стратегию продвижения, искать другие пути, новые возможности.
Следующий аспект – кадры. В связи с переводом на удаленную работу столкнулись с определенными сложностями с кадрами. Будем объективны: далеко не все специальности, и не все люди могут эффективно трудиться в дистанционном режиме.
Еще один аспект, который нужно было учитывать в работе, и он присутствует постоянно, это даже не влияние пандемии – это конкуренция. Причем это происходит следующим образом. Например, мы, разрабатываем и выводим на рынок некий инновационный продукт. И буквально через несколько месяцев наши конкуренты выводят на рынок практически такой же продукт, рассчитанный на ту же самую аудиторию.
Нужно выделить и ряд специфических задач и проблем, которые нужно было решать в процессе выхода на экспортный рынок.
При выходе на внешний рынок, попытке увеличить долю рынка всегда необходимо решать задачу повышения узнаваемости своего бренда, задачу роста лояльной аудитории. Решали эту задачу и мы.
Были определенные сложности определения кодов ТН ВЭД – существуют некоторые различия между странами, еще одна задача – грамотное налаживание логистики.
Как мы шли к успеху
Благодаря прошлому году мы осознали, насколько сегодня важна электронная торговля. Если раньше мы отдавали предпочтение прямым продажам, то в прошлом году усилили онлайн-торговлю, и это реально работает.
Сконцентрировав свои силы на экспорте, мы предприняли ряд шагов, которые позволили нам закрепиться на этих рынках, сделать так, чтобы нашу продукцию лучше узнали.
У нас есть стратегия работы на внешних рынках, компанией получены зарубежные патенты, зарубежные торговые марки, есть исключительно экспортные продукты, адаптированные под конкретную страну, функционирует сайт на иностранных языках; регулярно размещаем на зарубежным площадках рекламу о продукции, если в наличии промо-материалы о продукции на иностранных языках, кроме того, поставляемая на экспорт продукция имеет документы, подтверждающие соответствие этой продукции требованиям зарубежных рынков.
В рамках логистики нашли решение доставлять товар автотранспортом. Но вопрос логистики требует дальнейшей проработки. Поскольку продукт специфичный и имеет температурный режим, то более предпочтительной видится доставка авиатранспортом, но есть проблема высоких тарифов.
Кроме того, конкурентная борьба заставляет нас всегда быть в тонусе. Мы постоянно в поиске, постоянно ведем новые разработки и расширяем ассортиментную линейку продукции. Подобная конкуренция научила нас правилу – сначала сделать, а потом говорить об этом.
Также, считаем, что на наши показатели экспорта повлияло и то, что мы знаем и пользуемся теми инструментами поддержки, которые предусмотрены для экспортеров края. Например, достаточно тесно взаимодействуем Центром поддержки экспорта Хабаровского края. С их помощью мы делали переводы презентационных материалов о нашей продукции на иностранные языки, искали иностранных партнеров. Сотрудники центра оказали содействие в регистрации на таких торговых площадках, как Алибаба и Allbiz, помогли разобраться в определении кодов ТН ВЭД экспортируемой продукции.
Думаю, также секрет успеха заключается в том, что у нас Группа компаний: каждый занимается своим делом, в котором хорошо разбирается: добыча биологических ресурсов, производство продукции, реализация продукции, поставки на экспорт.
А основной секрет успеха, я считаю, заключается в самих характеристиках продукции, особенностях ее производства, позволяющих сохранить полезные свойства сырья.
Производство находится в акватории Татарского пролива бухты Маячная. Есть свой флот, позволяющий добывать водные биологические ресурсы. Вылов биоресурсов осуществляется в Татарском проливе.
Доставка и перегрузка биоресурсов после вылова занимает не более 12 часов, что является гарантией качества и безопасности сырья, а, соответственно, и выпускаемой продукции. В результате комплексной переработки бурых водорослей получаем ряд ценных продуктов, содержащих широкий спектр витаминов и микроэлементов. Продукция производится путем низкотемпературного гидролиза, что позволяет сохранить все полезные свойства ценного сырья, добытого из морских глубин. Немаловажное значение имеет то, что производство сертифицировано по международной системе HASSP – это гарантирует высокое качество продукции.
О планах
Разумеется, мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
В ближайших планах – начать поставлять свою продукцию в Киргизию.
Еще один из перспективных приоритетов – страны Европы, и интерес с той стороны есть.
Еще одной стратегической задачей наряду с экспортом является повышение узнаваемости нашей продукции и на внутреннем рынке, в том числе и у нас в Хабаровском крае по торговой маркой «Дары Морей». Жители края достаточно активно приобретают БАДы американского, японского производства, не зная о том, что есть местный производитель, выпускающий экологичную продукцию, по многим параметрам превосходящую зарубежные аналоги, но имеющую более доступную цену.
Победитель конкурса лучших антикризисных практик бизнеса «Успех-ДВ» в номинации «Экспортное признание»